Рекомендации по внедрению программ повышения финансовой грамотности в образовательную практику общеобразовательной организации с использованием УМК и других образовательных ресурсов, созданных в рамках Проекта Минфина России
Базовым ресурсом для обучения финансовой грамотности учащихся 2-11 классов является линейка учебно-методических комплектов (далее - УМК) по финансовой грамотности. УМК созданы, апробированы и доработаны в рамках проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Всего создано 17 УМК, включающие 83 пособия1 .
Базовые УМК, которые представлены как на бумажном, так и на электронном носителях:
- УМК для 2-4 классов.
- УМК для 5-7 классов.
- УМК для 8-9 классов.
- УМК для 10-11 классов.
Эти УМК имеют общую логику, связанны тематически и методически. Что создает возможность их использования как со 2-ого по 11 класс, так и с любого года обучения.
При создании УМК учтены возрастные особенности обучающихся и их потребность в финансовой социализации.УМК прошли апробацию, доработаны в соответствии с рекомендациями по апробации.Электронные версии УМК и электронные УМК (не напечатанные на бумаге) размещены на сайт: школа.вашифинансы.рф.
Структура УМК:•
- Материалы для учащихся (учебное пособие для учащихся для использования на занятиях и выполнения различных заданий самостоятельно и совместно с родителями)
- Рабочая тетрадь (одноразовая тетрадь для выполнения заданий)
- Учебная программа
- Методические рекомендации для учителя
- Материалы для родителей (учебное пособие для совместного изучения финансовой грамотности родителей и детей, а также для просвещения самих родителей).
Возможности для включения программ повышения финансовой грамотности в образовательную программу общеобразовательной организации
1. Реализация программы самостоятельного курса «Финансовая грамотность» или «Основы финансовой грамотности» в рамках внеурочной деятельности, в качестве факультативного или элективного курса
В соответствии с ФГОС начального, основного и среднего общего образования образовательная программа общеобразовательной организации содержит две части. В рамках второй части (часть основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений) есть возможность включать во внеурочную деятельность курсы финансовой грамотности, а в 10-11 классах – элективные и факультативные курсы.
Рекомендации по включению программ курсов «Финансовая грамотность» во внеурочную деятельность с использованием УМК:
• 2-3 классы: 16 ч. по программе, представленной в УМК. Данную программу можно использовать:А) по 0,5 часа в течение учебного года во 2-м или 3-м классах;Б) по 1 часу в течение учебного года во 2-м или 3-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно);
• 4 класс: 16 часов по программе, представленной в УМК. Данную программу можно использовать:А) по 0,5 часа в течение учебного года;Б) по 1 часу в течение учебного года в 4-м классе, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно);
• 5-6 классы: 34 часа по программе, представленной в УМК.
Данную программу можно использовать:
А) по 0,5 часа в неделю в 5-м и в 6-м классах (или 1 час в две недели);
Б) по 1 часу в неделю в 5-м или 6-м классах;
В) по 1 часу в неделю в 5-м и в 6-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно);
• 7 класс: 34 часа по программе, представленной в УМК.
Данную программу можно использовать:
А) по 1 часу в неделю в течение учебного года;
В) по 2 часа в неделю в течение учебного года, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно);
• 8-9 классы: 34 часа по программе, представленной в УМК2 .
Данную программу можно использовать:А) по 0,5 часа в неделю в 8-м и в 9-м классах (или 1 час в две недели);Б) по 1 часу в неделю в 8-м или 9-м классах;В) по 1 часу в неделю в и в 8-м и в 9-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно);
• 10-11 классы: 34 часа по программе, представленной в УМК.
Данную программу можно использовать:
А) по 0,5 часа в неделю в 10-м и в 11-м классах (или 1 час в две недели);
Б) по 1 часу в неделю в 10-м или 11-м классах;
В) по 1 часу в неделю и в 10-м и в 11-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно).
2. Реализация программ обязательных предметов (в рамках обязательной части основной образовательной программы)
Определенные обязательные предметы содержат в себе ряд тем или модулей по финансовой грамотности.
Таблица 1 Включение тематики финансовой грамотности в обязательные предметы
Предмет | Нач. общее образование | Основное общее образование | Среднее общее образование |
Окружающий мир | Деньги, семейные ресурсы, покупки в магазинах | - | - |
Математика | Простые расчеты покупок, решения бытовых задач | Расчеты простых и сложных процентов (вклады, кредиты;размер заработной платы, налогов и др.) | Сложные финансовые расчеты (кредиты, вклады), решение бытовых финансовых задач |
ОБЖ | - | Элементарная финансовая безопасность при совершении покупок, в том числе через интернет | Финансовая безопасность во всех сферах жизни человека. Защита персональной финансовой информации |
Обществознание | - | Основные понятия финансовой грамотности, финансовое планирование, семейный бюджет. Способы разумного взаимодействия семьи с финансовыми институтами, права потребителя финансовых услуг, способы их защищать. Ведение семейного бюджета | Финансовая грамотность. Основы управления личными (семейными) финансами, формирование личных сбережений, пенс. накоплений. Финансовое планирование; финансовые риски, уплата налогов, инвестирование. Роль, функции и задачи Центрального банка Российской Федерации |
Литература | - | Изучение финансового поведения на примере литературных героев:«Мертвые души»,«Дачники» и др. | Изучение финансового поведения на примере литературных героев:«Анна Каренина»,«Преступление и наказание»,«Вишневый сад» |
География | - | Анализ социально-экономического положения населения России, характеристика уровня доходов, качества жизни | Изучение влияния типа хозяйства, характера государства на уровень благополучия населения разных стран, в том числе через определение уровня фин. грамотности |
Информатика | - | Использование различных компьютерных программ для ведения семейного бюджета, осуществления различных расчетов, в том числе через интернет | Использование различных компьютерных программ для ведения семейного бюджета, осуществления различных расчетов, в том числе через интернет |
Экономика | - | - | Отдельный модуль, посвященный финансовой грамотности, включающий все основные темы |
Право | - | - | Гражданское право в части регулирования правоотношений в сфере оказания услуг финансовыми организациями. Защита прав потребителей финансовых услуг |
Индивидуальный проект | - | - | А) индивидуальный проект по тематике финансовой грамотности Б) финансовое обеспечение расчетов нефинансовых проектов. |
Рекомендуется учителю-предметнику изучить УМК по финансовой грамотности для соответствующего класса и использовать в своей работе по обучению конкретному предмету материалы, изложенные в Материалах для учащегося; возможно также использование Рабочей тетради.
Кроме того, рекомендуется использовать Модули по финансовой грамотности, специально разработанные для ряда обязательных предметов (математика, обществознание (плюс экономика и право), ОБЖ, география, английский язык). Скачать данные материалы можно с сайта издательства «Росучебник»3 .
Для уроков истории4 и информатики5 разработаны электронные УММ (учебно-методические материалы).
Подготовлены также материалы для уроков литературы «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев»6 .
Для предмета «Индивидуальный проект» разработан и апробирован УМК7 .
3. Включение тематики финансовой грамотности в программу воспитания и социализации
А) В рамках классных мероприятий классного руководителя. Также могут быть использованы УМК по финансовой грамотности. Классному руководителю необходимо выделить из программы конкретного УМК наиболее интересные темы и проводить классные занятия, в том числе экскурсии в финансовые организации и государственные службы и учреждения (в отделения коммерческого банка, на биржу , в страховые компании, региональное отделение Банка России (в музей денег), налоговую инспекцию и др.).
Б) В рамках образовательных событий общеобразовательной организации (игры, квесты, ярмарки, соревнования по финансовой грамотности как разовые или периодические мероприятия).
Образовательная организация может использовать просветительские материалы, методики и вспомогательные образовательные ресурсы, созданные в рамках проекта Минфина России (материалы и сценарии для проведения мероприятий можно найти на сайтах: вашифинансы.рф; ХочуМогуЗнаю.рф; финлагерь.рф).
4. Реализация дополнительных программ в общеобразовательной организации
В систему дополнительного образования могут быть включены программы кружка «Финансовая грамотность».
В отличие от внеурочной деятельности, в кружках могут обучаться дети из разных классов и дети разного возраста. Так, логично объединять детей начальной школы в одну группу, детей 5-7 классов – в другую, детей 8-9 классов – в третью и 10-11 класс – в четвертую. На одно занятие рекомендуется отводить 30-90 минут, при этом использовать преимущественно интерактивные формы обучения. УМК по финансовой грамотности могут быть использованы для такой работы.
В образовательной организации также может быть организована кружковая работа в форме чемпионата по финансовой грамотности .
-----------------------------------------------------
- Большая часть всех пособий представлена на сайте Федерального методического центра НИУ ВШЭ: https://fmc.hse.ru/methodology
- В 2020 году на сайте «школа.вашифинснсы.рф» будет размещен электронный УМК по финансовой грамотности для учащихся 8-9 классов, рассчитанный на изучение по программе 68 часов.
- https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/predmet-finansovaya-gramotnost/
- https://fingram-history.oc3.ru
- http://finformatika.ru
- http://литфин.рф
- http://education.vashifinancy.ru/napravleniya-proekta/obuchenie-v-sisteme-osnovnoj-programmy/
- Для жителей Москвы и Московской области
- http://education.vashifinancy.ru/napravleniya-proekta/obuchenie-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya/
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.