• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ФМЦ НИУ ВШЭ представил концепцию финансового просвещения для людей с ОВЗ на вебинаре для стран СНГ

Вебинар для стран СНГ «Финансовое просвещение социально-уязвимых групп людей с ОВЗ» организованный НИФИ Минфина России, состоявшийся 30 октября 2025 года, стал площадкой для обмена опытом и обсуждения актуальных подходов к финансовому образованию людей с ограниченными возможностями здоровья.

В мероприятии, со стороны Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ приняла участие Силина Светлана Николаевна, профессор, доктор педагогических наук, начальник отдела организации обучения педагогов ФМЦ НИУ ВШЭ.

В своем выступлении на тему «Концепция формирования финансовой грамотности детей и подростков с ОВЗ» Светлана Николаевна подробно осветила системную работу, которую ведет ФМЦ НИУ ВШЭ по созданию специальных образовательных материалов. Она подчеркнула, что обеспечение доступности знаний по тематике финансовой грамотности для всех категорий граждан — одна из приоритетных задач в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности.

Особое внимание в выступлении было уделено совместной задаче ФМЦ НИУ ВШЭ и Института коррекционной педагогики по разработке комплектов образовательно-просветительских материалов для проведения занятий по финансовой грамотности с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья.

Эти комплекты предназначены для трех возрастных групп:

  • для обучающихся 5-7 классов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
  • для обучающихся 8-9 классов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
  • для обучающихся 10-11 классов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Важной особенностью данных материалов является их адаптивность. Для каждой из указанных возрастных групп разрабатываются три специализированных комплекта материалов, учитывающих особенности нозологических групп: нарушения слуха, зрения и задержку психического развития (ЗПР). В каждый такой комплект входит учебная программа, методические рекомендации по ее реализации, дидактические материалы и руководство по их использованию. Эта работа направлена на то, чтобы каждый ребенок, независимо от особенностей здоровья, мог получить качественные знания в области финансовой грамотности.

Силина Светлана Николаевна

Финансовая грамотность для детей и подростков с ОВЗ — это практический навык социальной адаптации. Она закладывает основу для их финансовой безопасности и независимости в будущем, давая им не просто знания, а реальные инструменты для жизни

Помимо выступления С. Н. Силиной, программа вебинара включила в себя другие значимые доклады. С сообщением о «Программно-методическом обеспечении формирования финансовой грамотности у обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью» выступила Анастасия Игоревна Беликова,  заместитель директора по общим вопросам ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики». Андрей Николаевич Андрианов, заместитель генерального директора Ассоциации развития финансовой грамотности, выступил с темой «Ключи к доверию в финансовом просвещении людей с ОВЗ и инвалидностью».

Также на мероприятии был представлен опыт регионов. Участники вебинара познакомились с банком методических разработок Центра компетенций по финансовой грамотности ДВФУ Приморского края, проектом «Финансовая грамотность: территория безграничных возможностей» Алтайского краевого центра финансовой грамотности и проектом «ФИНАНСОВЫЙ КОМПАС» от АНО Центр трудоустройства и досуга для молодых инвалидов "САМИ".

Проведенный вебинар продемонстрировал важность консолидации усилий на международном уровне для создания инклюзивной среды и повышения уровня знаний по финансовой грамотности для самых уязвимых категорий населения.