Подведение итогов перед новым стартом
В Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) состоялось совещание, на котором были подведены итоги прошедших в августе-сентябре 2016 года одного апробационного и двух установочных семинаров по программе повышения квалификации преподавателей и методистов, внедряющих программы финансовой грамотности в системе общего и среднего профессионального образования.
Слушателями семинаров стали преподаватели и методисты Региональных методических центров (РМЦ) – более 120 человек из десятков краев и областей России от Калининграда до Дальнего Востока.
Подводя итоги, руководитель Федерального методического центра (ФМЦ), д,э,н,, профессор НИУ ВШЭ Николай Берзон дал высокую оценку работе преподавателей, методистов и специалистов на прошедших мероприятиях, а также определил ряд направлений, над которыми ещё предстоит поработать. Так, ссылаясь на данные анкетирования, которое было проведено среди слушателей, Николай Берзон отметил, что в соответствии с их пожеланиями необходимо больше внимания уделить особенностям преподавания в начальных классах, детям с ограниченными возможностями, в школах-интернатах и детских домах.
Руководитель ФМЦ также призвал коллег к включению в свои курсы не только лекций, но и круглых столов, деловых игр. Расширение форм изложения материала тем более актуально, что уже в ближайшее время преподавателям и методистам ФМЦ необходимо будет провести обучение полутора тысяч учителей московских школ. Задача сложная, график напряженный. Тем не менее специалисты ФМЦ готовы провести эту работу так же успешно, как и на прошедших семинарах.
О том, насколько проведенные семинары были полезны и эффективны, делятся впечатлениями их слушатели.
Содержание программы глубокое, полезное и было проработано системно. Темп нам был задан высокий, но всё прошло без сбоев и на высоком уровне. Конечно, были и определённые нюансы, которые заключались, например, в том, что присутствовала специфическая терминология, связанная с финансовой деятельностью, расчетными показателями и т.д. Видимо, нужны дополнительные занятия для того, чтобы самим понять как донести эти знания педагогам, с тем чтобы они смогли передать их детям.
Думаю, что есть также необходимость проводить что-то вроде телемостов между Федеральным центром и РМЦ. Или найти какую-то другую форму двусторонней связи, потому что наверняка к нам будут поступать вопросы от педагогов, которые реализуют эту программу и нам понадобятся консультации.
Семинар оставил великолепное впечатление. Он дал новый толчок к комплексному восприятию преподавания финансовой грамотности. Мы ехали сюда с некоторой опаской, думали, ну что нам нового могут рассказать - у нас в РМЦ три доктора наук. Но удивительно – здесь все-таки нашлись новшества. Особенно впечатлил Николай Иосифович Берзон. Он открыл новые страницы, новые грани, на которые мы до сих пор не обращали особого внимания. Он их преломил под финансовым углом. Мы привыкли объяснять какие-то финансовые темы нашим аспирантам, магистратам. А вот как выступать перед школьниками – ведь это совсем другая аудитория и очень непросто донести им простым языком финансовые знания… Семинар во многом подсказал как это сделать. Словом, начало положено, а дальше будем работать в тесном контакте, обмениваться мнениями, советоваться и консультироваться.
Впечатление от семинара очень хорошее, в практическом плане он дал довольно много. Поскольку я буду работать сразу по двум направлениям – это подготовка учителей и повышение финансовой грамотности взрослых, - я постараюсь применить именно такой же деятельностный метод обучения. То есть не в формате говорящей головы, а применяя активные формы. Это может быть организованная дискуссия, круглый стол, деловая игра. Кстати, мы в Краснодаре провели порядка двухсот деловых игр для детей за прошедшие годы. Очень важно, что мы с коллегами во время семинара имели возможность обменяться опытом – ведь у всех он разный. Думаю, что и Региональные центры должны по мере того как будет продвигаться проект, обмениваться опытом между собой. Это пойдет на пользу всем.
Елена Чекунова, профессор кафедры менеджмента Южно-Российского института управления – филиала РАНХиГС, методист РМЦ, г. Ростов-на-Дону
Семинар по финансовой грамотности был содержателен своими практическим кейсам. Большое внимание уделено проблемам, которые связаны с ситуацией неопределенности, складывающейся на финансовых рынках, степеням защиты, то есть, как удачно выбрать тот или иной инвестиционный фонд, каким облигациям отдать предпочтение на рынке, что такое акции, каковы возможности социального и пенсионного обеспечения в условиях нашей сложной экономической ситуации. Эти вопросы достаточно объемно раскрыты.
Значительное внимание было выделено методике преподавания с учетом специфики возраста. Организаторы большое внимание уделили практическим занятиям, и мы могли проработать ряд ситуаций, которые возникают с личными и корпоративными финансами.
Это очень нужный и благородный проект с хорошей миссией. Если все идеи, которые в нем заложены, будут реализованы, это будет огромная помощь для граждан нашей страны.
Мне и моим коллегам понравилась компоновка семинара, сочетание методических подходов с финансовой грамотностью. Для наших финансистов, а здесь среди слушателей были профессора, заведующие кафедрами, наибольший интерес представлял именно методический блок.
В наших РМЦ мы постараемся выстроить свою работу так, как это было организовано на семинаре – каждый специалист будет отвечать за конкретное направление.