Финансовая грамотность в школьных предметах: Установка на внедрение
В августе и сентябре 2018 года в РАНХиГС прошли установочные семинары для преподавателей и методистов Региональных и Межрегиональных методических центров, ориентированных на использование образовательных программ и учебно-методических материалов по финансовой грамотности в школьных предметах.
Установочные семинары проводились с целью изучения возможности реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации) «Финансовая грамотность в обществознании», «Финансовая грамотность в математике», «Финансовая грамотность в географии», «Финансовая грамотность в английском языке», «Финансовая грамотность в основах безопасности жизнедеятельности» в субъектах Российской Федерации (на базе ММЦ и РМЦ). Продолжительность каждой образовательной программы составляет 24 часа.
В семинарах приняли участие 70 преподавателей и методистов из 13 региональных и межрегиональных методических центров.
Перед участниками семинаров выступили авторы-разработчики образовательных программ и специальных модулей по финансовой грамотности в школьных предметах Илья Лобанов и Елена Калуцкая (финансовая грамотность в обществознании), Ольга Муравина (финансовая грамотность в математике), Марина Подболотова и Руслана Резникова (финансовая грамотность в географии), Светлана Аверьянова (финансовая грамотность в английском языке), Борис Мишин (финансовая грамотность в ОБЖ), а также преподаватели Федерального методического центра Нинель Хан, Наталья Стрикун и Никита Трофимов.
Формы работы с участниками семинаров были направлены на формирование различий в подходах интеграции учебного материала школьных предметов (обществознание, география, английский язык, ОБЖ) и финансовой грамотности: введение отдельного модуля, отдельных тем, интеграция учебных задач и контрольно-измерительных материалов.
Разбор учебных заданий и задач на материале различных предметов позволял рассмотреть особенности планирования и проведения уроков, технологии преподавания основ финансовой грамотности с учетом возрастных особенностей обучающихся, профиля обучения (старшая школа) или образовательных интересов.
В ходе проведения установочных семинаров использовались следующие формы работы: лекции проблемного и обобщающего типа, практические занятия, деловые игры (моделирование решения задач), кейс-технологии, индивидуальные и групповые консультации, самостоятельная работа, выработка индивидуальных решений и разбор разработанных программ.
Образовательный процесс был спланирован, в том числе в логике решения кейсов, которые иллюстрировали особенности интеграции финансовой грамотности с преподаваемыми предметами. Формировались типовые решения для слушателей и практические рекомендации по организации урочной деятельности обучающихся различных возрастных групп.
Кроме того, в ходе проведения установочных семинаров в сентябре 2018 года, в целях информирования преподавателей и методистов РМЦ и ММЦ, которые по различным причинам не смогли принять очное участие в установочных семинарах, была обеспечена трансляция проводимых занятий в сети Интернет.
Между двумя циклами установочных семинаров для преподавателей и методистов региональных и межрегиональных методических центров в «пилотных» регионах Проекта (Калининградской и Волгоградской областей) была проведена апробация разработанных образовательных программ.
В апробации приняли участие 152 педагога-предметника из Калининградской и Волгоградской областей, в том числе:
- 41 учитель обществознания;
- 47 учителей математики;
- 38 учителей географии;
- 23 учителя английского языка;
- 3 преподавателя ОБЖ.
Занятия проводились авторами-разработчиками образовательных программ, а также преподавателями и методистами региональных центров Калининградской и Волгоградской областей, принявших участие в установочных семинарах.
В целом все педагоги-предметники дали высокую оценку программам, в которых они принимали участие и выразили готовность внедрять учебных материалов по финансовой грамотности в рамках основных школьных программ.