Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся старших классов: юридический профиль

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё с детства, и по мере взросления сложность и уровень решаемых задач постоянно повышаются. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать перечень тех базовых понятий и навыков, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать сложные финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.

Учебная программа рассчитана на учащихся 10–11 классов, что позволяет учесть ряд важных особенностей детей такого возраста. В первую очередь дети 16–18 лет обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в рамках выпускных классов можно поднимать такие темы, которые среди школьников более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, ученики 11 класса по окончании школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о перечне финансовых институтов и особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения необходимого успеха.

Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности учащихся 10–11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, овладеть навыками формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов и пр.

Перечень предлагаемых к изучению тем является необходимым набором базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.


Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразовательной организации, юридический профиль. 

В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических ресурсов.

 

Учебная программа 2025 (PDF, 1.91 Мб) 







Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразовательной организации, юридический профиль. 

Курс посвящён ключевым вопросам функционирования современных финансовых институтов и механизмам взаимодействия человека с ними. В рамках курса рассматриваются такие финансовые понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и др., раскрывается их суть и показано место в финансовой жизни современной России.

 

Материалы для учащихся 2025 (PDF, 30.73 Мб) 





Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразовательной организации, юридический профиль. 

Пособие призвано помочь учителям в планировании и проведении занятий. В нём описана общая методика организации учебного процесса и предложены критерии оценки учебных достижений учащихся. По каждому модулю даны примеры заданий (с ответами): мини-задачи, кейсы, тесты, темы для написания эссе.

 

Методические рекомендации для учителя 2025 (PDF, 1.95 Мб) 






Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10–11 классы общеобразовательной организации, юридический профиль. 

Контрольные измерительные материалы представляют собой сборник дополнительных упражнений и заданий ко всем модулям материалов для учащихся по данному курсу и включают различные задания для текущего, промежуточного и итогового контроля по изучаемому курсу.

 

Контрольные измерительные материалы 2025 (PDF, 1.98 Мб) 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.