• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От финансовой грамотности к финансовой культуре – Стратегия 2030

Стратегию формирования финансовой культуры обсудили на МФФ.

От финансовой грамотности к финансовой культуре – Стратегия 2030

Переход от знаний к устойчивым навыкам и тем самым к росту благополучия граждан, развитию финансового сектора, развитию экономики – главная цель Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры на период до 2030 года. Таким мнением на сессии поделился заместитель министра финансов Павел Кадочников. 

 

Кадочников Павел Анатольевич

Заместитель министра финансов

«Мы видим, что процент граждан со средним или высоким уровнем финансовой грамотности вырос за этот период с 56% до 72%, доля граждан, которые ведут учет доходов и расходов, выросла с 25% до 65%. Заметно увеличилось количество тех, кто имеет резерв средств, кто знает об организациях, которые защищают права потребителей на финансовом рынке».

Он также подчеркнул, что сегодня 85 регионов имеют свои программы повышения финансовой грамотности и координационные органы, 76 регионов реализуют практики инициативного бюджетирования – и только за прошлый год в рамках этого механизма субъектами РФ были реализованы проекты почти на 45 млрд рублей.

Об интеграции элементов финансовой грамотности в преподавание предметов обязательной школьной программы рассказал Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. По его словам, в новом учебнике обществознания появится раздел, посвященный финансовой грамотности.

Кравцов Сергей Сергеевич

Министр просвещения

«Готовится новый учебник по обществознанию. На протяжении всего периода обучения по предмету будет уделяться большое внимание работе по освоению финансовой грамотности».

Модератор сессии, декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Аузан, констатировал достаточно высокий уровень развития финансовой грамотности. По его мнению, экономика России выйдет на новый уровень, когда граждане будут не только обладать финансовыми знаниями, но и применять их на практике. Эта идея лежит в основе Стратегии 2030.

Аузан Александр Александрович

«Мы подошли к переломной точке. Количественный анализ показывает, что грамотность возрастает. Но нам необходимо менять курс. Потому что то, что человек знает, не означает, что он будет так делать. Сдвиг от личных к общественным финансам – это переход к другой культуре».

На сессии были затронуты проблемы, которые пока не удается решить. Например, доля тех, кто понимает прямую взаимосвязь между риском и доходностью финансовых инструментов, с 2017 года практически не изменилась и осталась на уровне 50%. Примерно на этом же уровне осталась и доля тех, кто занимается финансовым планированием и думает о завтрашнем дне. Зато процент граждан, которые хоть раз сталкивались с финансовым мошенничеством, неуклонно растет. 

Котюков Михаил Михайлович

Губернатор Красноярского края

«Как глава региона каждый день получаю сводки: тяжких преступлений против жизни и здоровья все меньше, а количество финансовых нарушений показывает лавинообразный рост. При этом мошенники постоянно совершенствуют свои методы и используют новые технологии»

По мнению руководителя Дирекции финансовой грамотности НИФИ Минфина России Михаила Сергейчика, к работе с взрослым населением в регионах нужно активнее привлекать местные центры финансовой грамотности. «Сеть центров финансовой грамотности должна стать опорой для информационно-просветительской деятельности среди взрослой аудитории. Именно через нее эффективно организовывать и проводить образовательно-просветительские мероприятия, на их базе развивать цифровые ресурсы, учитывающие региональную специфику и актуальные запросы на местах. А мы им окажем всю необходимую методическую, организационную и информационную поддержку», – заключил он.   

Финансовая грамотность должна со временем превратиться в удобный сервис для граждан, считает заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Константин Чекмышев. «Давать человеку те знания, которые ему не нужны, это издержки. Мы не должны учить тому, что не пригодится. Человек должен получать эти знания, что называется, по дороге. Просто потому, что ты зашел, например, на сайт, желая заполнить декларацию. А у тебя декларация сама заполняется и предлагает те знания, которых у тебя нет», – заявил он.

Генеральный директор НАФИ Гузелия Имаева отметила рост доверия граждан к финансовой системе. «В 2022 году мы увидели рекордный рост лояльности и доверия к финансовой системе, преимущественно в банковской отрасли. И все это на фоне негативных ожиданий со стороны населения, которые в итоге не реализовались после того, как нас отключили от SWIFT, когда ушли многие международные платежные системы. Мы, как исследователи, были очень удивлены», – поделилась она.

Также в работе сессии приняли участие сотрудники центра "Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования" НИУ ВШЭ - Иванченков Александр Викторович, заместитель директора центра и Леушина Дарья Сергеевна, заместитель начальника отдела организации обучения педагогов.

В завершении сессии состоялась церемония награждения победителей всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов "Финансовая перемена".

Иванченков Александр Викторович

Иванченков Александр Викторович

Награждение победителей конкурса "Финансовая Перемена" на Московском финансовом форуме 2023 в год Педагога и Наставника это не только заслуженное признание достижений в образовании, но и возможность привлечь внимание широкой аудитории к финансовой грамотности и ее важности для успешного будущего каждого гражданина. Ежегодный всероссийский конкурс «Финансовая перемена» позволяет поделиться лучшими практиками и идеями среди педагогов, создавая таким образом благоприятную среду для развития образования. Провести церемонию награждения на таком масштабном и значимом мероприятии означает отметить выдающиеся способности победителей, инновационные подходы и значимые результаты. Это заряд позитивной энергии и вдохновение для всех педагогов, чтобы они продолжали стремиться к новым высотам и воплощали передовой опыт в практическую деятельность.

Победителями конкурса "Финансовая перемена" 2022/2023 учебного года стали:

Приходько Юлия Николаевна, преподаватель  ОБПОУ  «Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина», Курская область, Рыльский район, город Рыльск, в номинации "Лучшее методическое обеспечение реализации программы по финансовой грамотности";

Манатилова Тамила Башировна, воспитатель МДОУ Детский сад №9 "Метелица"  ХМАО-Югра, г. Сургут, в номинации "Конкурс инновационных технологий в обучении финансовой грамотности";

Мирзагалиева Ландыш Ниязовна, учитель математики МБОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.А. Малафеевой» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, в номинации "Лучшая модель реализации программы финансовой грамотности".

Благодарим всех коллег за интерес и участие в конкурсе прошлого года и желаем дальнейших успехов в профессиональной деятельности и удачи в новых начинаниях.