• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Круглый стол «Современные подходы к оценке и мониторингу финансовой грамотности в системе общего образования»

12 декабря 2023 года в стенах Высшей школы экономики прошёл круглый стол «Современные подходы к оценке и мониторингу финансовой грамотности в системе общего образования» посвящённый вопросам развития финансовой грамотности и формированию финансовой культуры.

Круглый стол «Современные подходы к оценке и мониторингу финансовой грамотности в системе общего образования»

Первый этап Стратегии повышения уровня финансовой грамотности в Российской федерации начался ещё в 2016 году, в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка, а уже в этом году подходит к завершению второй этап.

Это отмечает Вагин Сергей Геннадьевич, д.э.н., профессор, заместитель директора Центра «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», модератор мероприятия, и говорит о переходе к следующему этапу, который включает в себя развитие не только финансовой грамотности у граждан, но и о повышении финансовой культуры.

Вагин Сергей Геннадьевич

Вагин Сергей Геннадьевич

Нам обязательно нужно фиксировать уровни качества финансовой грамотности в нашей стране

В приветственном слове участников мероприятия, Берзон Николай Иосифович, д.э.н., профессор, директор Центра «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», акцентировал внимание на важности оценки качества преподавания финансовой грамотности в системе школьного образования и о необходимости создания системы мониторинга и оценки.

Берзон Николай Иосифович

Берзон Николай Иосифович

Система должна включать три элемента: создание инфраструктуры, оценку профессионального мастерства учителей и оценку уровня финансовой грамотности школьников

Участники обсудили подходы к построению системы оценки уровня финансовой грамотности в системе школьного образования, концепцию круглого стола и предложения по созданию рейтинга финансовой грамотности в системе школьного образования.

Опыт Красноярского края в проведении мониторинга финансовой грамотности представил Красноусов Сергей Дмитриевич, руководитель Красноярского регионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования ФМЦ НИУ ВШЭ, руководитель Красноярского регионального центра финансовой грамотности.

В начале своего выступления Сергей Дмитриевич подчеркнул необходимость учёта изменений в системе образования, связанных с введением финансовой грамотности на всех уровнях общего образования с 1 сентября 2023 года.

Красноусов Сергей Дмитриевич

руководитель Красноярского регионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования ФМЦ НИУ ВШЭ, руководитель Красноярского регионального центра финансовой грамотности.

Ключевой вопрос, который мы разрешаем с помощью мониторинга, это, конечно же, нехватка инструментов для оценки состояния внедрения финансовой грамотности в общеобразовательных организациях

Также были освещены характеристики системы управления образованием, которые важны для проведения мониторинга финансовой грамотности.

В своём выступлении Сергей Дмитриевич рассказал о разработке анкет для мониторинга, индикаторах и данных, которые могут быть получены в завершении проведения мониторинга, а также его периодичности.

Результаты мониторинга используются для корректировки деятельности региональных центров финансовой грамотности и оценки качества управления региональными финансами

В заключении выступления спикер отметил необходимость ежегодного проведения мониторинга.

 

Шавалеева Чулпан Мансуровна, методист Казанского межрегионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования ФМЦ НИУ ВШЭ, заместитель директора ЦНППМПР КФУ, рассказала об опыте проведения мониторинга среди учителей Республики Татарстан.

Обсуждалась методика мониторинга готовности педагогических работников к развитию финансовой грамотности обучающихся. Было рассмотрено три блока оценки: знание нормативно-правовых основ, предметные компетенции и методические компетенции.

В своём выступлении Чулпан Мансуровна отметила необходимость обеспечения межпредметной связи для достижения максимального результата в обучении финансовой грамотности.

В ходе исследования были выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в процессе преподавания финансовой грамотности. Было отмечено, что в настоящее время нет единого подхода к оценке уровня финансовой грамотности педагогов.

Спикер предложила использовать результаты исследования для разработки методических рекомендаций и программ повышения квалификации педагогов, разработать единую методику оценки уровня финансовой грамотности педагогов и обучающихся и провести обсуждение результатов исследования с целью разработки единой методики оценки уровня финансовой грамотности педагогов и обучающихся.

 

Руководитель Барнаульского межрегионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования ФМЦ НИУ ВШЭ, доцент лаборатории экономической педагогики КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова» Блок Мария Евгеньевна представила разработанный диагностический инструментарий для оценки финансовой грамотности школьников. Предпосылкой разработки такого инструментария стали наличие нормативных документов, кадровые условия, становление профессионального сообщества педагогов финансовой грамотности, участие в мониторинговых исследованиях, использование платформы РЭШ.

Спикер подчеркнула важность финансовой грамотности как одного из ключевых компонентов функциональной грамотности, но отметила, что в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» такие измерения не проводятся.

Блок Мария Евгеньевна

Руководитель Барнаульского межрегионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования ФМЦ НИУ ВШЭ, доцент лаборатории экономической педагогики КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова»

На наш взгляд, это один из ключевых компонентов функциональной грамотности, который позволяет сформировать гармонично развитую и конкурентноспособную личность

В ходе выступления представлены три варианта использования инструментария: решение всех ситуаций и заданий, решение четырёх ситуаций по четырём предметным областям и решение всех ситуаций с выполнением одного задания и обсуждено организационно-методическое сопровождение педагогов, проведение обучающих вебинаров и подготовка электронной платформы для использования инструментария.

По завершении выступлений спикеров участниками круглого стола, представители Центрального Банка, НИФИ Минфина России, Ассоциации развития финансовой грамотности, Института образования НИУ ВШЭ и ведущие эксперты в области финансовой грамотности, обсудили важность финансовой грамотности в образовании и её связь с другими видами грамотности.

Состоялась дискуссия о мотивации детей и педагогов для участия в исследовании функциональной грамотности, а также о трудностях,  с которыми сталкиваются учителя в использовании учебников, которые содержат финансовые задачи, не соответствующие возрасту детей.

Участники обсудили проблемы содержания финансовой грамотности и межпредметной интеграции. Отмечается, что финансовая грамотность является межпредметной интеграцией и должна быть доступна для всех уровней образования. Была отмечена важность формирования финансовой культуры и роли педагогов в этом процессе.

При обсуждении рейтинга финансовой грамотности отмечена важность систематизации регионального опыта и необходимость создания измерителя уровня финансовой грамотности. Участники обсудили необходимость разработки методики оценки уровня финансовой грамотности для разных возрастных категорий. Предложено использовать опыт регионов для создания единой методики оценки. В процессе обсуждения региональных особенностей при проведении мониторинга участники подчеркнули важность проведения оценки уровня финансовой грамотности в разных регионах для получения более объективной картины. Особый акцент был сделан на проведении оценки уровня финансовой грамотности без санкций для регионов.

Мероприятие завершилось призывом к консолидации усилий для создания единой методики оценки финансовой грамотности в системе школьного образования.

Запись мероприятия доступна по ссылке.

Презентация Красноусова С.Д. (PDF, 790 Кб)

Презентация Шавалеевой Ч.М. (PDF, 590 Кб)

Презентация Блок М.Е. (PDF, 1018 Кб)