В Алтайском крае провели образовательно-просветительскую акцию «Дошкольник в мире финансов»
1 июня 2022 года в детских садах края прошел тематический день «Дошкольник в мире финансов», посвященный формированию финансовой грамотности у дошкольников и вовлечению родителей в финансовое воспитание детей. В акции приняли участие почти 7 тысяч дошкольников и их родителей из 28 муниципальных районов и городов региона. Ребята участвовали в тематических играх, смотрели мультфильмы, узнавали зачем нужны деньги и откуда они берутся.
Так, в детском саду «Золотая рыбка» Благовещенского района дети читали сказки «Муха-Цокотуха» и «Три поросёнка», учились правильно обращаться с деньгами на рассказе-тренажере Эммы Мошковской «Мы играем в магазин. Учимся считать». На примере сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» ребята обсуждали, можно ли лису Алису и кота Базилио назвать мошенниками, а также какие бывают деньги и откуда они берутся.
Воспитатели барнаульского детского сада №182 познакомили воспитанников старшего дошкольного возраста с историей возникновения денег. Ребята старшего дошкольного возраста барнаульского детского сада №245 , читая книгу «Дети и деньги» Евгении Блискавки, говорили о деньгах, а также обсудили важные вопросы о финансах на примере мультфильма «Смешарики» про финансовую грамотность. В барнаульском детском саду №156 воспитанники подготовительной группы играли в сюжетно-ролевую игру «Банк» и презентовали сделанную совместно с родителями творческую выставку «Где живут деньги».
Ребята старшей группы «Золушка» белокурихинского детского сада «Сказка» вместе с родителями и педагогами отправились в финансовый квест с Гномом–экономом. Выполняя его задания, участники играли в финансовые игры «Логопоезд», финансовый планшет «Доходы и расходы», «Финансовая пицца», «Финансовые мнемокарты», отгадывали загадки и вспоминали пословицы. В группе «Семицветик» прошла семейная финансовая игра. Ребята с азартом играли в настольную игру «Финансовый квадрат», родители поддерживали маленьких «финансистов». Воспитатель группы предложила участникам игру «Верите или нет», из которой даже взрослые узнали неизвестные факты о деньгах.
Дошкольники младшей группы «Ромашка» детского сада «Колосок» Петропавловского района учились тратить деньги в сюжетно-ролевых играх «Магазин» и «Парикмахерская». К воспитанникам старшей группы в гости пришел Буратино, которого ребята познакомили с разными видами денег. Также с участием родителей была организована беседа «Что такое семейный бюджет?» и проведена ролевая игра «Доходы и расходы»: дошкольники ходили на работу и в магазины, получали зарплату, строили дом, покупали продукты и игрушки.
В рамках тематического дня «Дошкольник в мире финансов» для детей старшей и подготовительной групп славгородского детского сада № 44 показали серии мультфильма «Смешарики» — «Золотое яблоко» и «Есть ли у вас план», а затем провели квест-игру «Поможем Буратино вернуть денежки».
С азами финансовой грамотности воспитанников старшей и подготовительной групп Михайловского детского сада №1 также познакомили герои мультфильма «Смешарики». Из мультипликационной презентации ребята узнали о том, что такое деньги, где они «живут», какими бывают и как их накопить. Дошколята побывали на виртуальной экскурсии у родителей на работе «Банк — Дом, где живут деньги» и познакомились с деятельностью и основными функциями банка. В дидактической игре «Правильный выбор» детсадовцы определяли значимость составления списка покупок. Беседа «Семейная копилка. Учимся экономить» помогла раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность».
Увлекательное занятие по финансовой грамотности прошло в Угловском районе в детском саду «Теремок»: дети учились различать денежные купюры по цвету. Каждый попробовал себя в роли продавца и покупателя в сюжетно-ролевой игре «Магазин». В детском саду «Ладушки» с дошкольниками поговорили на тему «Финансовая грамотность для Буратино». Полученные знания дети закрепили в квест-игре «Путешествие Буратино», они помогали Буратино найти клад. Ребята, двигаясь по карте, выполняли различные задания: отгадывали загадки на тему «Финансы», определяли по картинке профессии, собирали пазлы —– денежные купюры. В детском саду «Ласточка» родители помогли организовать ярмарку. Каждому ребенку выдали монеты для покупки товаров: сладостей, выпечки, игрушек и т.д. Дети сами определяли, что им нужно купить и распределяли свой бюджет, а родители исполняли роли продавцов.
Участие в образовательно-просветительской акции также приняли детские сады города Рубцовска. Ребята создавали денежное дерево и одновременно изучали номиналы денежных знаков, знакомились с видами денег, играли в игры-ходилки, игру «Предприниматель», осваивали работу с банкоматом.
Тематический день прошел в четырех дошкольных образовательных организациях Романовского района. Ребята смотрели кукольный спектакль «Как зайчика бережливости научили», играли в «Купи другу подарок», «Магазин», «Совместные покупки», читали художественную литературу, обсуждали вопросы финансовой грамотности.
В детском саду бийской школы № 3 провели интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» с участием дошкольников и их родителей. Команды отвечали на финансовые вопросы.
По мнению родителей и педагогов, занятия и игры по финансовой грамотности способствуют формированию финансового поведения детей.
Важность финансового воспитания с дошкольного возраста отметила Мария Блок , руководитель Барнаульского межрегионального методического центра по финансовой грамотности АИРО им. А.М. Топорова:
— Ребенок ежедневно сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с бытом, узнает о труде, профессиях родных, и у него возникает множество вопросов. В дошкольных учреждениях детям объясняют, как управлять расходами и доходами, рассказывают о роли и значении денег, финансовых инструментах и услугах.
Организаторы образовательно-просветительской акции «Дошкольник в мире финансов» выражают благодарность всем педагогам и руководителям дошкольных образовательных организаций за участие и содействие в формировании финансовой грамотности детей.
Справка: Государственная программа «Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае» реализуется в Алтайском крае с 2014 года. Организационно-методическое сопровождение программ и курсов по финансовой грамотности в образовательных организациях региона осуществляет лаборатория экономической педагогики АИРО им. А.М. Топорова. Подготовку педагогов по финансовой грамотности обеспечивает Барнаульский межрегиональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.